вторник, 1 декабря 2015 г.

Изучаем на этой неделе: зимующие птицы

ИЗУЧАЕМ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ ТЕМУ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»


 Слова предметы: птица, сова, филин, снегирь, клест, синица, ворона, сорока, воробей, дерево, сад, роща, лес, гнездо, яйцо, птенцы; корм, семена, зерно, семечки, крошки, ягоды, пара ног, пара лапок, коготки, когти, клюв, кры­лья, перья, оперенье, хвост, голова, стая.
Слова действия: летать, кормить, выводить, вить, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, обере­гать, клевать, вылавливать,, свистеть, щелкать, каркать, трещать, садить­ся, ходить, пить, ловить, кружить, опускаться, гнездиться, взлетать, чис­тить, хлопать, налетать.
Слова признаки: зимующие, лесные, хищные, дикие, проворные, голосистые, трудолю­бивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, задирис­тые, бойкие, воинственные, крупные, мелкие, острый, длинный, короткий, тупой, загнутый, с мешком, сплющен­ный, белоснежная.

Игра «Будь внимателен» - прочитайте стихотворение, найдите в нём слова действия. Запомните словосочетания.
1.  Птичка летает,
Птичка порхает,
Плавно кружится,
На ветку садится.

Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает
И улетает.

2.Странная синичка,
Ростом невеличка
У окна летала
И в стекло стучала.

Подлетела, смотрит —
               Кто же там живет?
Почему ей сальца
Никто не дает?

Испугалась шума,
Отлетела вдруг,
Облетела дворик,
Сделав ровный круг.

На рябину села,
«Тинь-тинь-тинь» запела,
А потом взлетела,
Дальше полетела.

Игра «Договори словечко» - развитие слухового внимание, умения рифмовать.
               Особа всем известная,
Она крикунья местная,
Увидит тучку темную —
Взлетит на ель зеленую          ,.
И смотрит, словно с трона.
Кто это?.. (Ворона).

              Трещала с самого утра:
             «Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
              А что — пора?
              Такая с ней морока,
              Когда трещит... (сорока).

             И в лесу, заметьте, дети,
             Есть ночные сторожа.
            Сторожей боятся этих,
            Мыши прячутся, дрожа!
           Очень уж суровы
           Филины и... (совы).

Логические задачи -  развитие речевой и познавательной активности. Прочитайте текст, попросите ребёнка ответить на вопрос, объяснив свой выбор.

Кто обедал в птичьей столовой?
 Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Приле­тели маленькие серенькие птички (мы много видели их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кор­мушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось.
Вопрос. Что это была за птичка?
Зимующие птицы
Многие птицы не улетели от нас на зиму. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется, нет никого в лесу. Вдруг, точно живые цветы, запор­хают между деревьями, мелькнут красным, оранжевым, повис­нут на еловых лапах. Это стайка яркоперых клестов облепила ели, лущит из шишек семена.
С веселым свистом и писком пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу про­бежит голубой поползень, поднимется вверх по стволу, закружит коричневая пищуха. В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зимой добыть пищу? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному.
Вопрос. А как вы думаете?

Игра «Какие бывают птицы?»  - подбираем слова признаки, характерные для каждой птицы.
Снегирь - маленький, яркий, быстрый, смелый, шустрый, зимующий, городской...
Ворона - …
Журавль - …
Воробей -  …
Лебедь - …

                         Учитель – логопед  Тарабаева О.И.


Комментариев нет:

Отправить комментарий