Это надо знать


Зачем нужна хореография ребёнку с ОНР?

Хореография - замечательный предмет, особенно для ребёнка. Она развивает его очень разносторонне, помогает укрепить здоровье, воспитать вкус к красоте, утончённость, гибкость, грацию.
Хореография укрепляет здоровье ребёнка. Одним из несомненных плюсов занятий танцами, под присмотром опытного руководителя, для ребёнка является укрепление его здоровья. Нетравматичная нагрузка на сердце ребёнка укрепляет, и развивает его. Каждое упражнение, выполняемое на уроках танцев, симметрично. Это значит, что если выполняется упражнение на левую руку, то обязательно будет выполнено такое же - на правую. Если выполняется упражнение на развитие внутренней части бедра, значит, будет выполнено аналогичное для укрепления внешней его части, и так далее. Подвижные занятия танцами укрепляют сосуды, дают хороший приток крови ко всем внутренним органам, а многочисленные упражнения на растяжку развивают гибкость суставов и сухожилий.
Занятия танцами формирует фигуру и осанку ребёнка. Проблема вялой осанки (это медицинский термин) сегодня волнует очень многих родителей. В результате того, что ребёнок очень много времени проводит за домашним рабочим столом, выполняя домашнее задание, затем за компьютером и так далее, осанка становится очень дряблой. Это часть приводит к различным искривлениям позвоночника. А ведь недаром говорят, что позвоночник - основа всего здоровья.
 Способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Доказано, что частое вдумчивое прослушивание красивой музыки, особенно классических произведений, самым положительным образом влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Но не только это положительно влияет на ребёнка во время уроков танца. Ему также приходится постоянно ловить ритм, уметь чувствовать и понимать музыку, "ловить" её. Это также развивает и вкус к самой музыке. Выступления требуют также хорошей памяти: нужно помнить, когда вступать, а когда нет, как двигаться, какое движение идёт вслед за каким, какова структура и последовательность танца. Так что хореография развивает также и память ребёнка, заставляя его думать головой.
Особенно актуально для маленьких детей ещё и то, что они начинают понимать собственное тело, осознавать зависимости, его свойства. Они начинают понимать, что танец - это не просто беспорядочное, хаотичное размахивание руками и ногами на свой собственный лад, а особое искусство. Они начинают учиться двигать головой, вослед рукам, руками, вслед за ногами, выполнять одной рукой - одно движение, и в то же время второй рукой - другое движение. Это заставляет полушария мозга кооперироваться для совместной работы, усиливает их связь, что впоследствии, гарантирует стабильный рост интеллекта у ребёнка.
         Хореография помогает делу социальной адаптации ребёнка. Хореографией дети занимаются в группах. Ребёнок понимает, что он не один, что вместе с ним все те же самые упражнения выполняют и другие детки. Каждый танцевальный коллектив - это команда. На тренировках часто приходится работать в паре, а во время выступления действовать, как единое целое. Это очень полезно для воспитания в ребёнке настоящего командного игрока и лидера.
Воспитывает в ребёнке дисциплину. Конечно, без дисциплины немыслимо достижение, каких угодно жизненных высот. Поэтому так важно воспитывать не только умение слушаться, но и умение следить за собой самостоятельно. Он начинает понимать, что регулярные занятия  -  необходимое условие всякого успеха. Помогает ему реализовать себя. Каждый ребёнок талантлив. Главное - дать таланту шанс, и тогда он обязательно покажет себя миру. Дайте и вы своему ребёнку продемонстрировать свои способности. Оставайтесь с ним на протяжении всего пути, поддерживайте его в сложные для него периоды, не позволяйте всё забросить в моменты слабости, и однажды, будьте уверены, вы будете гордиться его достижениями.
Включение занятий хореографией  в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения: развивает оптико-пространственные, слуховые функции, музыкально-ритмические способности, эмоционально – волевую сферу, познавательные и творческие способности в  речевой функциональной системе.
учитель – логопед Тарабаева   О.И.



ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов и на его общее развитие. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Под термином общее недоразвитие речи -  понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
-экспрессивная речь (ребенок понимает обращенную к нему речь) отстает от импрессивной  (не может озвучить свои мысли);
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей  малопонятна.
- детям с ОНР свойственна нарушение слоговой структуры, проявляющееся в виде сокращения количества слогов, перестановке и замен слогов, сокращении при стечении согласных в слове (атобус – автобус; траткор- трактор; нучка – внучка и др).
- на фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений (туфли – это сапоги, рубашка – куртка и т.д.). В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качество, признаки, состояние предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.
- в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
- в речи встречаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (моя гриб, пять кукла).
- большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов.
- специфические ошибки в связном высказывании: нарушена структура связного высказывания, типы связей между предложениями, страдает звуковое и смысловое оформление.
Для детей с ОНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна недостаточная сформированность высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью:
- нарушены внимание и память (недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения; снижена вербальная память и продуктивность запоминания);
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика (недостаточная координация пальцев рук, неточность и слабость движений подвижных органов артикуляции - языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти);
- недостаточная сформированность словесно-логического мышления (дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков);
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Своевременная и длительная логопедическая помощь в конечном результате позволяет подготовить ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Нашу группу посещают дети со II – III уровнем общего недоразвития.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.
 К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи.
Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года. Коррекционная работа проводится комплексно.
В зависимости от периода обучения, учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи.
Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.
При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение.
Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для повторения пройденного материала.
Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.



                                                                 учитель – логопед Тарабаева О.И.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.


            Януш Корчак (польск. Janusz Korczak; настоящее имя польск. Henryk Goldszmit; 1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. В годы оккупации Польши фашисткой Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками.

ЗАПОВЕДИ:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и пожнёшь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Будь внимательнее к ним — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни: для ребёнка всё равно сделано недостаточно, и в тоже время — для него сделано всё.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш собственный» ребёнок, а душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока ещё с тобой.
                       

                                                                                                   учитель – логопед Тарабаева О.И.

ДЕСЯТЬ ШАГОВ НАВСТРЕЧУ ДЕТЯМ(ИЗ ЗАПОВЕДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ).


1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка, исходя из соображений сиюминутного комфорта, а штраф, который мы платим, гораздо больше и неприятнее. Чаще всего мы платим утратой доверия ребенка, в худшем случае – тем, что у него создается разрозненная, противоречивая картина мира вместо непротиворечивой и целостной. В мире, где слова родителей не соответствуют действительности, ребенку крайне трудно жить.

2. Если не знаете, что ответить ребенку, помолчите и подумайте. Помогите себе: возьмите тайм-аут. Ничего страшного в словах «я отвечу тебе завтра» нет. Время, которое вы выиграли, потратьте на то, чтобы сформулировать для себя причины своего страха. Чего боитесь? Почему не можете чего-то сказать? Скорее всего, вы придете к тому, что боитесь не за ребенка, а за себя, боитесь, что правда может разрушить вас самих. Дети могут воспринять любую правду, если ее нормально воспринимает взрослый, который ребенку ее «преподносит». Сначала справьтесь сами с собой, затем говорите с ребенком. Только не лгите!

3. Знайте: забывчивость – это тоже разновидность обмана. Пообещали – и забыли. И ребенок забыл. Потом ребенок вспомнил. И обиделся постфактум. Нехорошо. Если обещаете – выполняйте. Если у вас плохая память – записывайте. Если вспомнили, что забыли, – поговорите об этом с ребенком. Скажите, что вспомнили и что обязательно выполните обещанное. Это укрепляет доверие ребенка к миру, учит его быть обязательным, дает ему понять, что вы его уважаете.

4. Никогда не имитируйте общение, интерес, участие. Не говорите: «Ах, как здорово ты нарисовал», глядя при этом в телевизор. Либо оторвитесь от сериала, либо честно(!) скажите: «Прости, дорогой. Я сейчас занята и как следует не могу поглядеть. Я закончу и посмотрю хорошенько, что ты нарисовал». Опять же – не обманывайте: когда закончите – обязательно посмотрите.

5. Не делайте своему ребенку лишних подарков, откупаясь за то, что недостаточно уделяете ему времени. За свое отсутствие «платите» присутствием: идите вместе куда хотите, дарите ребенку свое время, а не деньги. Способ откупаться подарками за то, что «не долюбили» ребенка, – предшественник
товарно-денежных отношений в любви. А если хотите, чтобы малыш достойно вел себя в магазине, своевременно расскажите ему, что такое деньги и откуда они  берутся.

6. Если не правы, искренне просите у ребенка прощения. Взрослые заблуждаются, когда считают, что они непогрешимы и всегда правы. Помните: любой диктат творит зло.

7. При любой возможности позволяйте ребенку выбирать: еду, одежду, игрушки в магазине. Так он получает представление о том, что имеет право на собственное мнение, и это мнение учитывается.

8. Отказ принимайте всерьез. Если вы считаете, что ребенок имеет право сказать «нет» в конкретной ситуации, – соглашайтесь. «Ты хочешь поехать на выходные к бабушке?» – «Нет». Значит, не везите его к бабушке. Иначе не стоило и спрашивать.

9. Не конкурируйте за любовь второго родителя. Всячески поддерживайте в ребенке уважение к нему. Не спрашивайте: «Кого ты больше любишь?» Ребенок не должен чувствовать себя виноватым из-за того, что в данный момент предпочел кого-то из родителей, иначе вы укрепляете его в мысли, что
родителей можно сравнивать и назначать «лучшего» или «худшего». В идеале, каждый родитель должен быть незаменимой, эксклюзивной фигурой.

10. Хвалите детей! Отмечайте их хорошие поступки, их успехи в каком-либо виде деятельности.
Но не говорите: «Ты самый лучший!» «Лучшим» быть тяжело!

                                                                                                                
                                                                                                Учитель – логопед Тарабаева О.И.


Коробка карандашей.

Вот она, перед вами, коробка с карандашами,
В нее совершенно свободно помещается что угодно…
Не правда ли, обычная коробочка с разноцветными карандашами таит в себе много всего удивительного? В ней «спрятаны» самые сокровенные мечты и надежды, яркие эмоции и чувства, здесь есть место даже детским разочарованиям, обидам и грусти. Карандаши или краски, чистый альбомный или, может быть, тетрадный лист в клеточку  – это все, что нужно для того, чтобы нарисовать свой внутренний мир. И особенно важно это для наших малышей, поскольку они еще не могут выразить словами все, что думают и хотят нам сказать. Поэтому родителям нужно очень внимательно относиться к детским рисункам.
Первые творения – каракули – появляются на листе бумаги в самом раннем детстве, начиная, примерно с года. Постепенно ребенок пробует рисовать разными цветами, обнаруживает сходство своего рисунка с окружающими предметами, пытается изобразить то, что видит вокруг себя. Все знания, которые получает ваш малыш, он старается отобразить в своих творениях.
Однако, интерпретировать рисунок вашей крохи вы сможете, начиная где-то с пяти лет, в более раннем возрасте – это сложно даже специалисту.
Прежде всего, обратите внимание на цвет. Если малыш выбирает преимущественно теплые тона, значит, он ощущает внутренний подъем, активность, и на данном этапе ему требуется выплеснуть избыточную энергию. А вот использование холодных оттенков говорит о том, что ребенок достаточно уравновешен, склонен к размышлению и созерцанию. Если кроха рисует преимущественно нежными пастельными красками, то сейчас, пожалуй, переживает внутри себя приятные эмоциональные моменты. А вот контрастные цвета, напротив, говорят о внутреннем напряжении, тревожности и противоречиях.
Обращайте внимание и на то, как раскрашивает ваш ребенок картинки в раскраске или собственные творения, нарисованные от руки простым карандашом. Если цвет выходит за границы контура, а линии получаются размашистыми, это означает, что малыш стремится к свободе и независимости. А если он, напротив, слишком аккуратен в раскрашивании и часто даже не доходит до границ контура, то, возможно, он насторожен, замкнут и немного неуверен в себе.
Также важно и положение изображения на листе бумаги. Малыш рисует свою картину ближе к верхнему краю листа – возможно, у него завышенная самооценка или существует потребность в признании, кроме того, он может считать, что окружающие не оценивают его по достоинству. Соответственно, если рисунок расположен в нижней части листа, это может означать, что у ребенка низкая самооценка или присутствует неуверенность в себе.
В трактовке рисунка вашего малыша важна любая мелочь, даже то,  с каким нажимом он проводит линии. Слабый нажим может рассказать о том, что у ребенка маленький запас энергии, и она быстро расходуется. Сильный – говорит о повышенной тревожности малыша.
Рисование очень важно для детей, оно помогает им полноценно использовать собственную энергию и выражать эмоции. И не забывайте о главном – всегда нужно смотреть на рисунки малыша в системе. Не стоит пугаться, если кроха нарисовал кого-то из знакомых ему людей с рожками или хвостиком. Возможно, этот человек случайно его обидел, и ребенок таким способом избавляется от негатива, возвращает себе спокойствие и снова становится счастливым. А вот если подобное повторяется снова и снова, то здесь, возможно, потребуется помощь специалиста. В своих творениях кроха воплощает внутреннее «я», не запрещайте ему самореализовываться. Оставляя на листе бумаги свои негативные эмоции и агрессию, ваш ребенок не проявит недобрых чувств в общении с окружающими людьми. И, что особенно важно, общайтесь с малышом в процессе рисования. Нарисуйте вместе принцессу с волшебной палочкой, а после спросите, что бы он хотел получить от принцессы в подарок? «Новую машинку, много-много шоколада, а еще, а еще… компьютер» Нарисуйте все желания малыша. А затем поинтересуйтесь зачем ему все это? Совсем неудивительно, если окажется, что шоколадками он поделился бы с ребятами во дворе, и тогда все стали бы с ним дружить. Таким образом, выяснится, что ребенку не хватает общения со сверстниками, а значит пора помочь ему исправить эту неприятную ситуацию.
Коробка с карандашами – это ключик к тайнам малыша. Рисуйте вместе с ребенком, тогда вы сможете одним глазком заглянуть в его внутренний мир.
                           Учитель-логопед Тарабаева О.И.

1 комментарий: